21 Сентябрь
12:42
Астана: 22 °C
Алматы: 19 °C
USD/KZT: 341.61
EUR/KZT: 410.27
RUB/KZT: 5.90
CNY/KZT: 51.98
Финансы
18 Января 10:19
поделиться:

Поделиться в Whatsapp

11 компаний, которые пытались купить Facebook
Кто выстраивался в очередь, чтобы предложить миллиарды за убыточный стартап. 



Сейчас у Facebook (NASDAQ: FB) более 1,5 млрд ежемесячно активных пользователей. Если верить книге Дэвида Киркпатрика «Эффект Facebook» (Facebook Effect), которая рассказывает о первых днях компании, Facebook был популярной мишенью для слияний и поглощений. 

Уже через четыре месяца после запуска Facebook в очередь к его соучредителю и генеральному директору Марку Цукербергу стали выстраиваться люди с большими деньгами (и люди, представляющие компании с большими деньгами), пытаясь убедить его взять эти деньги в обмен на компанию. 

Очевидно, что Цукерберг отклонил все предложения. Но некоторые из них были гораздо более заманчивыми, чем вы можете предположить. 

В июне 2004 года неназванный финансист предлагает 10 млн долларов

Facebook, в то время TheFacebook.com, появился в феврале 2004 года. Всего через четыре месяца, задолго до первых внешних инвестиций, 20-летний Марк Цукерберг получает предложение от неназванного нью-йоркского финансиста — 10 млн долларов. 

Как пишет в своей книге Дэвид Киркпатрик, «он и на минуту всерьез не задумался о том, чтобы его принять». 

Friendster тоже пытается купить Facebook

Согласно некоторым документам, одним из первых претендентов на Facebook стал Friendster. Но сделка зависела от того, успеет ли Friendster провести очередной раунд финансирования прежде, чем Facebook сам успеет привлечь капитал. Этого не случилось. 

Летом 2004 года в двери стучится Google

В то время Марк и его товарищи по гарвардскому общежитию арендовали дом в зеленом Пало-Альто. 

Вскоре «несколько руководителей Google (NASDAQ: GOOG) пришли, чтобы узнать, нет ли способа работать вместе с TheFacebook или даже купить его», пишет Киркпатрик. 

В марте 2005 года Viacom кладет на стол 75 млн долларов

Весной 2005 года, Facebook (все еще TheFacebook) вел переговоры об инвестициях с The Washington Post Company. Вдруг из ниоткуда появился Viacom (NASDAQ: VIAB) и предложил за компанию 75 млн долларов. Марк получил бы 35 млн прямо на месте, пишет Киркпатрик. 

Вместо этого бывший тогда президентом Facebook Шон Паркер использовал предложение, чтобы потребовать более выгодных условий от The Washington Post (которых в конце концов все равно обставила Accel Partners). 

В 2005 году MySpace (прежде чем ее саму приобрела News Corp) пытается купить своего амбициозного соперника

Весной 2005 года генеральный директор MySpace Крис ДеВульф посетил Марка и его команду, чтобы «прощупать возможность приобретения TheFacebook», сообщает Киркпатрик. 

Марк, президент его компании Шон Паркер и советник Мэтт Колер встретились с Крисом, «но только потому, что они считали его интересным парнем, а MySpace был им любопытен». 

Полгода спустя новым владельцам MySpace — News Corp — приходит в голову та же идея

В январе 2006 года Росс Левинсон, в то время глава цифрового отдела News Corp, пригласил Цукерберга и одного из его главных советников, Мэтта Колера, в Лос-Анджелес. 

Росс хотел купить TheFacebook, но беспокоился, сможет ли компания поддерживать свои темпы роста. Киркпатрик приводит слова Марка: «Вот в чем разница между компанией из Лос-Анджелеса и компанией из Кремниевой долины. Мы строили на века, о чем ребята [из MySpace] не имеют никакого понятия». 

Viacom возвращается осенью 2005 года

Viacom не сдавался до конца 2005 года: фокус-группы показали, что зрители MTV проводят на сайте много времени. Так что осенью Марк прилетел в Нью-Йорк, чтобы встретиться с генеральным директором компании Томом Фрестоном. 

Том пытался предложить все виды взаимодействия между MTV и Facebook. Марк не был заинтересован. «Это была встреча типа „нет, спасибо“», сообщает источник Киркпатрика. 

NBC встречается с Facebook в 2005 году

Киркпатрик скуп на детали, но, судя по всему, в в 2005 году на огонек заглянули руководители NBC. 

В 2006 году отчаянный Viacom возвращается в последний раз

В начале 2006 года директор MTV Майкл Вольф обратился к Facebook в последний раз. Цукерберг сказал, что оценивает компанию в 2 млрд долларов. 

Пару недель спустя Viacom отправил Facebook предложение в 1,5 млрд — 800 млн на месте, остальные позже. 

Как пишет Киркпатрик в «Эффекте Facebook», компания почти приняла предложение, но требовала большей предоплаты. Финансовый директор Viacom не хотел платить так много за компанию со столь маленькими доходами. Сделка провалилась. Viacom не вернулся. 

В июне 2006 года за Facebook решает взяться Yahoo!

Летом 2006 года Yahoo! (NASDAQ: YHOO) решила предложить Facebook 1 млрд долларов. 

Инвесторы и многие из руководителей Facebook хотели согласиться. Но Facebook собирался запустить News Feed, и Марк Цукерберг решил, что в случае успеха компания будет стоить намного больше, чем 1 млрд. 

В любом случае после ужасного отчета о прибыли за II квартал Yahoo! понизил свое предложение до 850 млн долларов. Согласно «Эффекту Facebook», совету директоров понадобилось 10 минут, чтобы отклонить предложение. 

В 2006 году на Facebook обращает внимание и AOL

В середине 2006 года генеральный директор AOL Джонатан Миллер решил, что хочет купить Facebook. 

Прежде чем обратиться к материнской компании AOL, Time Warner, он сумел убедить присоединиться к сделке генерального директора Time Inc. Анн Мур. Его план был таков: AOL продаст MapQuest и Tegic. Time Inc. продаст IPC. Вместе они смогут предложить более 1 млрд долларов. 

Генеральный директор Time Warner Джефф Бьюкерс отверг эту идею. Киркпатрик пишет: «Он сказал им, что если компания может обойтись без этих направлений, они должны их продать, а деньги передать материнской компании». 

Yahoo! возвращается осенью 2006 года

Осенью 2006 года Yahoo! вернулась к Facebook и предложила заплатить 1 млрд долларов или даже больше. 

Но именно тогда Facebook, до этого предназначенный для студентов и старшеклассников, открыл сайт для всех желающих. 

Число новых регистраций выросло с 20 до 50 тыс. в день, сообщает Киркпатрик. Даже венчурный капиталист и инвестор Facebook Джим Брейер, страстно желавший продажи, был согласен отказаться от сделки. 

Единственный, кто не был — главный операционный директор Facebook Оуэн Ван Натта, — ненадолго задержался в компании. 

В 2007 году Тим Армстронг убеждает совет директоров Google позволить ему сделать предложение Facebook

Осенью 2007 года глава отдела продажи рекламы Google Тим Армстронг убедил совет директоров компании позволить ему провести сделку, в результате которой Google должен был получить право обслуживать международные объявления Facebook. Киркпатрик пишет: 

«Совет даже одобрил переговоры о покупке [Facebook], если это будет иметь смысл». Google не добился своего, но его предложение инвестировать в Facebook могло поднять оцениваемую стоимость компании Марка Цукерберга до 15 млрд долларов, изменив ее навсегда. 

Генеральный директор Microsoft спрашивает Цукерберга: «Почему бы нам просто не купить вас за 15 млрд долларов?»

В 2007 году Стив Балмер, преисполненный решимости не дать Facebook уйти в руки Google, предложил купить компанию. Стив знал, что Марк никогда не откажется от контроля над Facebook, так что он решил использовать схему, которую Hoffman-LaRoche опробовала при приобретении Genentech. Киркпатрик объясняет: 

«Microsoft хотела приобрести небольшой пакет акций Facebook, подняв оцениваемую стоимость компании до 15 млрд долларов. После этого Microsoft получила бы возможность приобретать еще 5% Facebook каждые полгода. Полный захват компании занял бы от пяти до семи лет». 

Сделка не состоялась, но Microsoft (NASDAQ: MSFT) успела купить 1,6% Facebook почти за 250 млн долларов. В условиях сделки, которая действительно подняла оцениваемую стоимость компании до 15 млрд долларов, говорится, что Facebook будет обязан уведомить Microsoft, если когда-нибудь решит всерьез рассмотреть предложение Google.

Как утверждает книга, Facebook больше не получал никаких предложений...

Одна из причин — тот факт, что инвестиции Microsoft в 247 млн долларов, которые подняли оцениваемую стоимость Facebook до астрономических 15 млрд, налагают на компанию определенные ограничения: она обязана уведомить Microsoft, если когда-нибудь решит всерьез рассмотреть предложение о выкупе от Google — чуть ли не единственной компании в мире помимо самой Microsoft, способной заплатить такую сумму за убыточный технологический стартап. 

Если Facebook когда-нибудь будет продан (кому-нибудь кроме общественности в ходе IPO), это будет Microsoft — или компания, готовая сделать предложение, с которым Microsoft не станет тягаться.

нравится:    613
Теги: facebook,
поделиться:

Поделиться в Whatsapp

Loading...
Читайте так же:

Комментарии