18 Ноябрь
18:19
Астана: 0 °C
Алматы: 3 °C
USD/KZT: 332.21
EUR/KZT: 391.74
RUB/KZT: 5.57
CNY/KZT: 50.08
Финансы
29 Мая 10:38
поделиться:

Поделиться в Whatsapp

Из чего складываются цены на топливо в Казахстане


Очередное повышение стоимости бензина доказало, что методика определения предельных цен на нефтепродукты в РК нуждается в коренном пересмотре. В нынешнем виде «от скважины до пистолета» она не работает, отделяя цены от реальности,пишет forbes.kz

Обреченные на субъективность

Как мы уже анализировали, при определении предельных розничных цен на нефтепродукты государство отталкивается не столько от цен на нефть и других объективных экономических факторов, сколько от субъективных побуждений. К этому приводят и ошибки, заложенные в самих правилах определения цены, несмотря на то, что внешне они имеют научно обоснованный характер и основаны на сложных математических формулах.

Начнем с поиска того, откуда вообще растут ноги у предельных цен. В Законе РК «О государственном регулировании производства и оборота отдельных видов нефтепродуктов» определено, что госрегулирование цен может устанавливаться «в целях обеспечения экономической безопасности. При этом оно применяется к нефтепродуктам, «имеющим важное социальное значение», а также «оказывающим существенное влияние на экономику».

Подобные формулировки недвусмысленно указывают на административную, а не рыночную природу предельных цен. Ведь «экономическая безопасность» - это далеко не рыночная категория и к тому же весьма субъективная вещь. В то же время в правилах определения предельных розничных цен применен прямо противоположный подход – использование чисто экономических объективных факторов. В формуле, по которой рассчитываются предельные цены, нет места экономической безопасности или социальной значимости. Там только объективные критерии – цена нефти, стоимость перевозки, налоги, маржа и так далее.

Подобное противоречие в итоге и вылилось в то, что предельные цены на нефтепродукты хоть и рассчитаются по математической формуле, но в результате всё равно совершенно субъективны.

От скважины до пистолета

Но это далеко не единственная проблема. Сама формула расчета предельных цен, возможно, правильна с математической точки зрения, но абсурдна с позиции экономики. Предельная розничная цена – это цена, по которой бензин продают автозаправочные станции. Базовый компонент в расчете стоимости – мировая стоимость нефти. Какое отношение к ней имеют АЗС?!

Сама попытка рассчитать цену, охватив весь процесс – от нефтяной скважины до пистолета на автозаправке - имеет смысл только в случае вертикально интегрированной компании, которая сама добывает нефть, сама перерабатывает и сама же продает нефтепродукты в розницу. Но таковых в Казахстане не существует. Даже «КазМунайГаз», называясь вертикально интегрированной компанией, на самом деле в чистом виде эту схему не выдерживает, поскольку НПЗ нацкомпании перерабатывают не только собственную нефть, а ее автозаправки торгуют не только нефтепродуктами собственного производства.

Ни одной вертикально интегрированной цепочки от добычи нефти до продажи нефтепродуктов в стране нет, а правила определения цен рассчитаны именно на такую цепочку. Это принципиальное противоречие, которое делает всю формулу неработающей.

Если уж государство намерено регулировать цены на нефтепродукты, оно должно отказаться от ныне действующей формулы их расчета «от скважины до пистолета» и разбить ее по отдельным бизнес-процессам. Иными словами, установить предельные отпускные цены отдельно для заводов, оптовиков и розничных продавцов, зафиксировав маржу различных категорий участников рынка. Только тогда есть шанс сделать схему хоть сколько-нибудь рабочей, а не витринной, как сейчас. И только тогда есть возможность разобраться в реальных компонентах цены нефтепродуктов. Ведь нынешняя формула, когда все свалено в одну кучу, будто специально предназначена для того, чтобы спрятать затраты на отдельных стадиях оборота нефтепродуктов.

Помутнение бензина

Нельзя не сказать и о прозрачности процедуры госрегулирования цен. Фактически предельные цены на бензин и дизтопливо являются не менее, а может быть, и более важным экономическим индикатором, чем ставка рефинансирования. От них зависит величина транспортных расходов, которые включены в цену практически всех товаров и услуг.  

И как на деле устанавливается столь значимая величина? Рынок и население просто ставят перед фактом: «Ребята, подписан приказ министра энергетики, с завтрашнего дня стоимость бензина повышается. Счастливого пути!». Ни общественных обсуждений, ни внятных объяснений. Поэтому процедура принятия решения должна предусматривать прозрачность, поскольку речь идет не об одной отрасли, а обо всей экономике.

Кроме того, нужно внести изменения и в закон о госрегулировании производства и оборота нефтепродуктов. Следует принципиально определиться, как мы все-таки будем регулировать – исходя из социальных соображений и абстрактной «экономической безопасности» или все-таки с привязкой к изменению экономических факторов, включая  цену на нефть, налоги и другие затраты? Это на самом деле ключевой вопрос. Если регулирование стоимости нужно для того, чтобы сдерживать инфляцию и защищать автовладельцев либо нефтяные компании, тогда нужно прямо сказать и не морочить голову с расчетом предельных цен.

Если же задача госрегулирования заключается в том, чтобы не допускать произвольного отклонения этих цен от объективных рыночных изменений, тогда нужно опираться исключительно на цифры. Дешевеет нефть – должны дешеветь бензин и дизтопливо, и наоборот.

нравится:    508
Теги: Главная, анализ,
поделиться:

Поделиться в Whatsapp

Loading...
Читайте так же:

Комментарии