Финансы
19 Февраля 11:29
Канадский король сыра: как итальянский эмигрант создал бизнес на $14 млрд
Бизнес Лино Сапуто и его семьи начинался с домашнего производства сыра и стартового капитала $500. Сейчас Saputo Inc. — крупнейшее в Канаде предприятие по производству молочных продуктов с капитализацией $14,8 млрд.



​Канадский молочный концерн Saputo Inc. сейчас является десятым в мире производителем молочных продуктов по объему продукции. Компанией руководит уже третье поколение семьи Сапуто, полвека назад эмигрировавшей из Италии. Глава семьи — Эммануэле (Лино) Сапуто занимает пост председателя совета директоров компании, а его сын, Лино Сапуто-младший — президент и гендиректор компании. Согласно последнему мировому рейтингу миллиардеров Forbes, состояние Сапуто-старшего составляло $4,8 млрд (к середине февраля 2016 года оно оценивалось в $4,5 млрд). Семье Сапуто принадлежит более 58% акций компании.

История компании начиналась с домашнего производства моцареллы. Спустя 60 лет после запуска бизнеса Saputo капитализация компании составляет $14,8 млрд, в ней работают 12 тыс. человек, продукция компании (сыры, сливки, масло, молоко и т.д.) представлена в 40 странах, годовой доход компании — более $7 млрд. Успех компании обеспечили удачное время начала бизнеса и продуманная политика по приобретению активов.

Путь итальянца-эмигранта

Лино Сапуто родился в 1937 году на Сицилии, в маленьком городке Монтелепре. Лино было 13 лет, когда его отец, сыродел Джузеппе, эмигрировал в Канаду, взяв с собой старшего сына, в Новом Свете того стали звать Фрэнком. Путь в Северную Америку в 1940-х — начале 1950-х проделали многие итальянцы, особенно выходцы с погруженного в экономический кризис юга страны. В первые годы Джузеппе пришлось работать в Канаде разнорабочим. Спустя два года, в 1952 году, за Джузеппе последовали и все оставшиеся в Италии родственники — жена и шестеро детей. Семья Сапуто осела в Монреале.

К 1954 году именно 17-летний Лино убеждает отца открыть собственное дело — изготавливать и продавать сыр. Впоследствии Сапуто рассказывал, что всегда считал, что его отец достоин большего. «Я знал, что он может сделать гораздо больше для себя», — говорил Сапуто.

Стартовым капиталом семейной компании стали $500, которые Лино заработал на мясной ферме. На эти деньги семья арендовала помещение на одном из сырных заводов Монреаля, купила оборудование для производства моцареллы, а также велосипед — для доставки товаров покупателям. Компания получила свое название от семьи — Saputo Inc. Довольно быстро продукция компании приобрела популярность у итальянской диаспоры в Монреале.

Семья готовила поначалу не более 10 кг моцареллы в день, этот сыр на своем велосипеде в первое время после запуска бизнеса развозил сам Лино. Дела пошли неплохо — уже через несколько месяцев семья купила грузовик для доставки, а спустя три года после основания бизнеса Сапуто открыли первый собственный сырный завод в большом двухэтажном здании в монреальском предместье Сен-Мишель.

Начать в правильное время

Быстрому успеху Лино Сапуто и его семья во многом обязаны начавшемуся в Канаде в конце 1950-х годов буму итальянской пиццы. Тогда же в страну попадают первые печи для выпечки пиццы, а уже в следующее десятилетие в страну приходят крупные американские сети, такие как Pizza Hut, и появляются местные, например Pizza Pizza, пиццу подают в ресторанах. С ростом популярности народного блюда рос и спрос на производимую компанией Saputo Inc. моцареллу.

На пике этой волны Лино в 1969 году в возрасте 32 лет сменяет отца на посту главы компании и с начала 1970-х начинает экспансию. На высококонкурентном рынке молочных продуктов стратегия компании заключалась в покупке предприятий-конкурентов в Квебеке. Позже, для того чтобы обеспечить присутствие своей продукции по всей стране, Сапуто приобретают несколько заводов в разных регионах Канады. К концу десятилетия Saputo Inc. стала основным поставщиком моцареллы для канадского пищепрома, на ее долю приходилось более трети рынка.

Сыр и мафия

Приобретение сырных производств и компаний, работающих в смежных сегментах пищевой промышленности, семейная фирма продолжила и в дальнейшем. За время существования Saputo Inc. заключила более 20 сделок по приобретению компаний общим объемом около $3,4 млрд.

Став основным игроком на рынке сыра в Канаде, Saputo Inc. долгое время не могла выйти на рынок в США. Один эпизод в бизнес-истории компании на долгие годы стал для конкурентов и критиков Лино Сапуто поводом обвинять его в связях с мафией. В 1964 году один из боссов нью-йоркской мафии Джозеф Бонанно для того, чтобы избежать уголовного преследования в США и получить канадское гражданство, приобретает долю в семейном бизнесе Сапуто. Позже члены семьи объясняли, что не знали о том, чем занимается Бонанно, и отменили сделку сразу после того, как узнали о его связях с мафией. Тем не менее инцидент сильно навредил репутации Сапуто. «Я могу сказать, что я работал честно всю свою жизнь», — был вынужден подчеркивать в интервью даже спустя полвека Сапуто.

Американский рынок оставался для Saputo Inc. закрытым на протяжении почти всех 1980-х, а это был лакомый кусок. По статистике Министерства сельского хозяйства США, потребление американцами итальянских сортов сыра с 1982 по 1987 год продемонстрировало двукратный рост, с 2 до 4 кг в год на душу населения. Только в 1988 году Saputo Inc., наконец, выходит на рынок США, покупая два сырных завода в Ричмонде (штат Вермонт) и Джефферсоне (штат Мэриленд).

Saputo в цифрах

$14,8 млрд — капитализация Saputo Inc. на фондовой бирже Торонто

$10,7 млрд Saputo выручила по итогам 2014/15 финансового года, завершившегося 31 марта 2015 года — на 15,4% больше, чем годом ранее

$175,2 млн чистой прибыли компания получила в третьем квартале 2015/16 финансового года (завершился 31 декабря 2015 года) — на 13,3% больше, чем годом ранее

На рынках 40 странах мира присутствует Saputo

55 заводами по производству молочных продуктов владеет компания

35% всего производимого в Канаде молока в 32% сыра приходится на Saputo

Источник: rbc.ru.


Загрузка...

Комментарии




Яндекс.Метрика