25 Сентябрь
21:03
Астана: 4 °C
Алматы: 8 °C
USD/KZT: 340.11
EUR/KZT: 407.93
RUB/KZT: 5.91
CNY/KZT: 51.61
Финансы
4 Сентября 09:54
поделиться:

Поделиться в Whatsapp

Казахстан стоит на пороге топливного дефицита


30% бензина марки АИ-92 Казахстан сегодня завозит из России. С начала 2015, по данным Росстата, потребительские цены на бензин в РФ выросли на 2,7%, цены производителей – на 32,7%. С учётом укрепившегося курса рубля перспективы казахстанского рынка ГСМ видятся неутешительными.

К концу августа картина выглядела следующим образом: тонна бензина «Регуляр-92», по данным информационно-аналитического центра «Кортес», стоит на оптовом рынке в РФ 40 975 рублей, литр АИ-92 на АЗС – в среднем 33 рубля, или порядка 120 тенге. Очевидно, что ввоз российского бензина в Казахстан сегодня невыгоден.

Только за последний месяц рубль по отношению к тенге укрепился на 16%, с 18 августа – на 25%. Между тем, последний раз изменение предельной стоимости ГСМ в Казахстане проводилось 26 мая. Цена на бензин марки АИ-92 тогда была повышена с 99 тенге до 108 тенге за литр и далека от соответствия сегодняшним реалиям. Напомним, что с осени 2014 Казахстан несколько раз снизил предельную стоимость ГСМ. Минимальная цена за литр самого ходового бензина – АИ-92 составляла 99 тенге.

Модернизация действующих НПЗ могла бы помочь отечественному рынку ГСМ, однако этот процесс затягивается.

«На Атырауском НПЗ за 2014 было переработано 4,92 млн тонн нефти, на Павлодарском НХЗ – 4,926 млн тонн, на Шымкентском НПЗ – 5,065 млн тонн. Около 30% от переработанной нефти приходится на бензин, 40% – на дизельное топливо. В итоге за прошлый год наши НПЗ произвели 3 млн тонн автобензинов, в том числе 1,99 млн тонн АИ-92», – приводит данные Егоров. При этом потребление АИ-92 в Казахстане – 2,8 млн тонн. В 2015, согласно озвученным еще в феврале планам, объём переработки нефти на НПЗ планируется снизитьна 4%, до 14,328 млн тонн. А значит, завозить самую ходовую марку ГСМ в натуральном объёме придется ещё больше. Учитывая, что насыщение внутреннего рынка сегодня на треть обеспечивается импортом, может, стоит вслед за тенге пустить в свободное плавание и цены на нефтепродукты?

Напомним, последний раз Казахстан столкнулся с дефицитом ГСМ осенью 2014. После проведённой в феврале девальвации правительство искусственно сдерживало розничные цены на бензин на уровне 115 тенге за литр. В России за это время стоимость ГСМ повысилась, в пересчёте на казахстанскую валюту, до 165-170 тенге за литр. В итоге тогда, как и сегодня, завозить топливо из РФ стало экономически нецелесообразно, и в результате страна столкнулась с масштабной нехваткой топлива.

Источник:forbes.kz

 

нравится:    346
Теги: цены,
поделиться:

Поделиться в Whatsapp

Loading...
Читайте так же:

Комментарии