25 Сентябрь
14:09
Астана: 6 °C
Алматы: 13 °C
USD/KZT: 340.11
EUR/KZT: 407.93
RUB/KZT: 5.91
CNY/KZT: 51.61
Финансы
25 Августа 12:46
поделиться:

Поделиться в Whatsapp

Могут ли казахстанцы заработать на рынке мобильных приложений?
На этот вопрос отвечает сооснователь онлайн-сервиса Naimi.kz Мухит Сейдахметов.



Смартфоны занимают все большую роль в нашей жизни. Мы общаемся с друзьями, публикуем фотографии, знакомимся, следим за новостями, ведем расписание дня, покупаем и продаем, контролируем расходы, заказываем такси. И все это – с помощью мобильных приложений.

Иными словами, потребление стремительно перемещается в сферу digital. Соответственно, компаниям, ориентированным на потребительский спрос, тоже придется последовать за потребителем в онлайн и проникать в мир мобильных технологий. И если раньше присутствие в digital было вопросом имиджа, то теперь это вопрос выживания.

Огромные сети супермаркетов лезут из кожи вон, чтобы вместить весь свой ассортимент в маленький ярлычок приложения на экране нашего смартфона. Музыкальные студии и книжные издатели продают контент в iTunes и Google Play. Банки выдают кредиты в пару кликов через онлайн-банкинги. Происходит все это не натужно, а вполне естественно. Признаюсь как потребитель: к хорошему быстро привыкаешь.

У любого предприимчивого инвестора сразу возникает вопрос: можем ли мы заработать на этих приложениях и онлайн-сервисах?

Начнем с примеров. В апреле 2012 Марк Цукерберг, основатель крупнейшей социальной сети Facebook, купил Instagram за $1 млрд. Таким образом, разработчики Instagram заработали огромное состояние буквально за 2 года существования проекта. И если на тот момент эта сумма казалась немыслимой и абсурдно высокой, то сегодня эта покупка всеми признается гениальной, и само приложение оценивается в десять раз дороже. А ведь Instagram только начал процесс монетизации. Аналитики eMarketer прогнозируют, что уже к концу 2015 доходы Instagram от мобильной рекламы составят около $595 млн, а к 2017 доходы компании могут достигнуть показателя в $2,81 млрд.

Но об этом примере знают все, поэтому приведу другой. Долгое время я пользуюсь фитнес-приложением Runtastic PushUps. Я потратил пару баксов на то, чтобы оно каждый день заставляло меня отжиматься по специальной строгой программе и отслеживало мой прогресс. Я вспоминаю о приложении, только когда оно уведомляет меня о том, что пора попотеть и принять упор лежа. Признаюсь, я удивился, узнав, что разработчика Runtastic PushUps недавно приобрела компания Adidas за $240 млн. Немного покопавшись, выяснил, что похожий разработчик MyFitnessPal в феврале 2015 был куплен Under Armour за $475 млн. Если копнуть глубже, можно найти схожие истории практически во всех нишах мобильных приложений.

Такие гиганты, как Apple, Google и Microsoft, трансформируют свои платформы в целые системы с собственной экономикой. К примеру, Apple превратила ITunes и AppStore в полноценные здоровые и быстрорастущие экономики со своими стандартами, процессами и механизмами. По данным аналитика IT-индустрии Хораса Дедью, за всё время существования AppStore разработчики мобильных приложений заработали $25 млрд, причем 40% от этой суммы пришлось на 2014. И это без учета рынка Android-приложений, рынка корпоративных приложений и рынка рекламы в приложениях. За последние несколько лет разработчики приложений и ПО сумели привлечь около 1 млрд пользователей. Вдобавок в индустрии мобильных приложений уже создано 627 тыс. рабочих мест (для сравнения: в киноиндустрии создано 374 тыс. рабочих мест).

Мир мобильных приложений превращается в огромный растущий рынок. Выручка компании Supercell, разработчика игр Clash of Clans, Hay Day и Boom Beach, в год составляет около $1,7 млрд. Компания уже оценена в $5,5 млрд (для сравнения: капитализация нашей национальной гордости – «РД «КазМунайГаз» - сегодня составляет $3,2 млрд). А Uber и вовсе достиг таких масштабов, что ему приходится не только бороться с бастующими таксистами, но и лоббировать свои интересы в законодательных органах различных стран.

Если раньше казахстанского инвестора интересовали исключительно проекты в недропользовании и недвижимости, то сейчас к нам все чаще обращаются с вопросом, есть ли у нас интересная масштабируемая идея в сфере digital. Локальный инвестор, наконец, понял, что и интеллектуальный бизнес может приносить огромные доходы.

Есть ли еще потенциал для роста? Учитывая тот факт, что рынку не больше 5 лет и он не до конца сформирован и ассиметричен, простора для развития – хоть отбавляй.

Источник: Forbes.kz

нравится:    384
Теги: технологии, инновации,
поделиться:

Поделиться в Whatsapp

Loading...
Читайте так же:

Комментарии