Финансы
11 Марта 17:27
Почему краудфандинг не приживается в Казахстане
Модель краудфандинга, реализуя множество интереснейших современных тенденций, оказалась чрезвычайно успешной. Kickstarter – один из крупнейших в мире проектов, является традиционным и весьма сильным ньюсмейкером. «Коммунистический», простите за фривольность, метод ставит новые и новые рекорды (например, «Умные часы» Pebble собрали рекордную сумму на Kickstarter). Традиционный бизнес в шоке – то, что еще вчера было недоступным для финансирования в принципе, реализуется! Для автора этой статьи Kickstarter – это повод лишний раз окунуться в неповторимую атмосферу вдохновения, творчества, предприимчивости и находчивости. 


Но, несмотря на такой оптимизм, краудфандинг в Казахстане не находит критической массы приверженцев: за красивой конфетной оберткой коллективного финансирования скрывается множество ингредиентов, которые обеспечивают, например, успех того же не раз упомянутого «Кикстартера».
 
В Казахстане существует несколько подобных проектов. Некоторые из пионеров идеи, например, Startuper.kz так и не смогли привлечь внимания к своей платформе, на таких проектах, как Startticket.kz или i6.kz количество проектов исчисляется единицами, проект Gostart.kz так и не вышел в «серию». Максимальная сумма, собранная на портале Startticket.kz составляет почти 117 тысяч тенге (Помощь приюту для бездомных кошек «КОВЧЕГ», г. Астана), а лидер проекта i6.kz по объему финансирования собрал почти 5300 долларов США на сборник стихотворений на казахском языке.
 
Наш северный сосед продвинулся в данном вопросе намного дальше. По субъективным оценкам, лаг, с которым российские краудфандинговые площадки опережают наши проекты, составляет 3-5 лет. Например, с помощью одного из лидеров рынка коллективного финансирования РоссииPlaneta.ru, профинансировано проектов почти на 185 млн. рублей (примерно 3 млн. долларов США). Еще один лидер рынка краудфандинга северного соседа – Boomstarter.ru собрал на своем портале почти 108 млн. рублей (примерно 1,8 млн. долларов США). Формально, если экстраполировать эти показатели на Казахстан по популяционному признаку, то потенциальный рынок коллективного финансирования в Казахстане может составить почти 400 тыс. долларов США. Но это в теории.
 
На практике же приходится констатировать, что время для краудфандинга в Казахстане еще не настало: обществу нужно время, чтобы понять прелесть и красоту идеи, нужны яркие примеры «историй успеха».

Автор: Александр Галиев
Источник: Computerworld Казахстан


Загрузка...

Комментарии




Яндекс.Метрика