17 Июль
09:56
Астана: 20 °C
Алматы: 21 °C
USD/KZT: 342.49
EUR/KZT: 400.85
RUB/KZT: 5.51
CNY/KZT: 51.33
Финансы
16 Июня 15:14
поделиться:

Поделиться в Whatsapp

Стартапы с местным колоритом


На сегодня растет количество стартапов и фондов для поддержки начинающих предпринимателей. Однако согласно статистике единственного акселерата стартапов iStartupschool выживает только 50% из начатых предпринимательств. О том, есть ли колорит у казахстанских стартапов и стремятся ли инвесторы действительно вкладывать в новые таланты, рассказали эксперты отрасли kursiv.kz

По словам директора ОФ «Сообщество стартапов, менторов и инвесторов iStartup.kz» Константина Горожанкина, из четырех выпусков iStartupschool выживают 50% стартапов, один-два из которых, представленные в сезоне, закрывают целые сегменты интернет-бизнеса Казахстана.

Директор отметил, что успешность стартапов зависит от трех составляющих: рабочая идея, команда с опытом и, конечно, деньги. Самый легкий вариант для разработки стартапа – анализировать развитые рынки и копировать успешные проекты. Тогда как самое сложное – собрать команду, которая будет усердно работать и сможет отстроить продажи и клиентский сервис. Если команда собрана и есть идея, то привлечение денег, по его словам, не проблема.

«Инвесторы понимают, что на недрах далеко не уедешь. Среди золотой молодежи становится модно «иметь свой интернет-проект». В СМИ все больше и больше шума по этому поводу. Но что самое главное – все больше и больше казахстанцев уходят в Сеть и проводят значительную часть времени со смартфонами в руках. Поэтому потенциальный рынок молодых активных клиентов растет ежедневно», – рассказал г-н Горожанкин.

Для хорошей идеи деньги найдутся

Директор по развитию сервиса по покупке авиабилетов Aviata.kzАлексей Ли считает, что в Казахстане успешны те стартапы, которые предоставляют реальную ценность для клиентов и за них они готовы платить.

«Стартапы из разряда новых «инстаграммов» в Казахстане несостоятельны, просто потому, что такие проекты начинают быть интересны инвесторам при миллионных аудиториях – а аудитории такого размера в Казахстане достичь просто невозможно», – сказал он.

Г-н Ли считает, что в стране есть заинтересованные в развитии этого вида бизнеса как частные инвесторы, так и венчурные фонды.

«Состояние рынка можно охарактеризовать так – стартапы в противовес рынку инвесторов — если вы представляете интересный стартап с проработанной бизнес-моделью, определенным опытом предпринимательства, сильной командой – то вам наверняка будет из кого выбирать».

Основатель проекта viborbanka.kz Багдат Рахимов считает, что при нынешней рыночной конъюнктуре успешны лишь те стартапы, которые имеют хорошую финансовую базу. Другим, по его словам, у кого такой поддержки нет, приходится искать финансирование самим. Г-н Рахимов считает, что казахстанские бизнесмены не стремятся инвестировать в новые проекты.

«Если бы стремились, мы бы уже сегодня имели зрелые бизнес-инкубаторы, биржи стартапов, проводили бы всевозможные выставки, куда приглашались бы бизнесмены в поисках перспективных проектов. Но это впереди. Мода на стартапы уже набирает обороты. Скоро инвесторы всерьез отнесутся к рынку молодых проектов. Я часто вспоминаю историю про парня, который создал ружье для убийства мух солью. Мне бы очень хотелось посмотреть на него в момент, когда он в очередной раз рассказывал свою идею друзьям, коллегам, инвесторам, и как смеялись над ним. В итоге парень создал это ружье. Его бизнес в 2012 году принес более $500 тыс. Он верил в свой проект», – сказал г-н Рахимов.

Без предпринимательской жилки

Генеральный директор холдинга ChocoFamily Рамиль Мухоряповотметил, что новым стартапам кроме недостатка инвестиций, прежде всего не хватает предпринимательской жилки.

«Многие из стартаперов не могут нанять людей, ленивые. Основная черта предпринимателя – уметь договариваться. Если ты работаешь на свою идею, то первым инвестором, возможно, может быть и друг, который готов вложить в проект $5 тыс. Если ты не способен договориться о пяти тысячах, то грош тебе цена», – пояснил г-н Мухоряпов.

Предприниматель, блогер Жандос Курманбаев объясняет сложившуюся проблему взаимодействия стартапов и инвесторов неопытностью.

«Нужно понимать, что любое начатое с нуля дело, основанное на идее и желании изменить мир – это стартап. Будь он в сельском хозяйстве, или информационных технологиях. На мой взгляд, Казахстан сегодня – это прекрасная площадка для развития бизнеса среди молодых», – сказал он.

Г-н Курманбаев считает, что из-за неопытности в создании новых продуктов и услуг казахстанским молодым предпринимателям боязно и сложно конкурировать и даже начинать свой бизнес.

«Я глубоко убежден, что воспитание предпринимательского духа в человеке необходимо закладывать уже в старших классах школы. Сегодня получить какие-либо знания, необходимые для открытия своего бизнеса – это значит пройти свой путь самостоятельно, что тоже неплохо. Государство вкладывает огромные средства в субсидирование кредитов и развитие предпринимательства путем трансферта технологий и прочих инструментов, что могло бы быть заменено на методичное и долгосрочное обучение целого поколения молодежи. Представим себе, что государство начало бы масштабную программу по бизнес-обучению еще в 2006–2008 годах. Уже сегодня мы бы получили плеяду образованных предпринимателей. Только после этого можно смело субсидировать бизнес и поддерживать молодых предпринимателей всевозможными инструментами господдержки. Инвестиционную культуру нужно было закладывать еще 10 лет назад. Наши бизнесмены, имея дополнительные средства, вкладывают их в самих себя, открывая новые направления бизнеса. Это безопасно и проверено. И если не получится – винить можно будет только себя. Когда бизнесмены увидят, что молодежь нацелена на бизнес, достаточно образована и имеет хотя бы небольшой опыт – тогда начнется движение в сторону инвестирования в рисковые проекты», – пояснил блогер.

Справка:

Кто помогает стартапам?

Общественный фонд «Сообщество стартапов, менторов и инвесторов iStartup.kz» - www.istartup.kz – стартап-платформа, созданная для освещения всевозможной деятельности стартап-индустрии.

Клуб молодых предпринимателей – сообщество поддержки молодых предпринимателей.

АО «Фонд развития предпринимательства «ДАМУ» – государственный фонд развития предпринимательства.

Общественный фонд «Атамекен Стартап» – общественный фонд по пропаганде молодежного предпринимательства.

нравится:    442
Теги: стартап,
поделиться:

Поделиться в Whatsapp

Читайте также:
Загрузка...

Комментарии